САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯЗнаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон Песнопения Литургии Древнерусской Церкви. Столповой распев Песнопения Литургии Элладской Церкви Песнопения Литургии Иверской Церкви Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси Древняя Всенощная Древнерусской Церкви. Столповой распев Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео) Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео) Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео) Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон / Singing of Ancient Russia. A great CanonНа странице изложены песнопения в исполнении хора под управлением Даниила Саяпина. Запись 2009 года. Данные песнопения для публикации на сайте нам любезно предоставил руководитель хора. © Д. Саяпин, 2009 г. |
Название |
Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси |
|
1 |
Мирная ектения демественная четырехголосная (6 мин. 38 сек.) |
|
2 |
Антифон третий Супрасльский. Блаженная Демественная (4 мин. 59 сек.) |
|
3 |
Входное: Приидите поклонимся. Строчное многоголосие (55 сек.) |
|
4 |
Тропарь Пресвятой Троице: Благословен еси.... Знаменный распев (1 мин. 11 сек.) |
|
5 |
Милость Мира. Строчное многоголосие (4 мин. 48 сек.) |
|
6 |
Достойно есть. Строчное многоголосие с исоном (3 мин. 57 сек.) |
|
7 |
Многолетие. Партесное многоголосие (3 мин. 26 сек.) |
Великий Канон |
Великий Канон преподобного Андрея Критского (43 мин. 44 сек.) |
В музыкальной композиции церковного пения неповторимо и удивительно гармонично сочетаются образы библейского Иерусалима и древней Византии, подвижнических Египта и Фиваиды и Благочестивой древней Руси. Благоговейно прислушиваясь к священной поэзии и слова и музыки в древних песнопениях, верующая душа не может не ощущать в них биение жизни Единой Святой Соборной Апостольской Церкви Христовой. Мелодико-поэтическое содержание древних церковных песнопений отражает сущность всей христианской идеи, которая начинается с человеческой скорби о «мире, во зле лежащем» (1 Ин. 5, 19), проходит через умиленную радость о «Искупившем ны от клятвы законныя» (Гал. 3, 13) и кончается восторгом о «воскресении мертвых и жизни будущаго века» (Никео-Цареградский Символ веры). Здесь и мистическое воспоминание прошедшего, и переживание настоящего, и созерцание будущего. Наши древние церковные песнопения как драгоценные камни на царственном венце Церкви: сияя всей полнотой своего великолепия в литургической оправе, они приумножают богатство и красоту церковных богослужений. Каждое богослужение имеет свое содержание и форму — отсюда и разнообразие богослужений; однако сущность их состоит в мистическом тайнодействии искупительной, спасающей любви Бога к падшему человечеству и в ответном движении страждущей души, жаждущей искупления и спасения. Древнецерковные песнопения отмечены печатью соборного творчества Церкви, в котором личность совершенно поглощается, сливается с верующими, и тем не менее они творились достойнейшими сынами Церкви. Их авторами были люди, вся жизнь которых протекала в суровых аскетических подвигах, в непрестанных постах и горячих молитвах, а иногда заканчивалась и мученичеством за Христа. Древнецерковные песнопения представляют в большинстве своем образцы чистой высокой поэзии и в своих греческих прототипах имеют большею частью стихотворную форму. Высокая священная поэзия слова звучит и сама по себе как музыка. Это легко улавливается и осознается при внутреннем единстве песнопения с тем богослужением! в состав которого оно входит. Древнецерковное пение, как и церковное чтение, икона и весь литургический строй Православия вообще, чуждо сентиментальной субъективности, чувственности и того, что обычно называем театральностью. Оно преисполнено благоговения и страха Божия, ибо неотъемлемо принадлежит совершающемуся священнодействию (богослужению), которое является общим достоянием чад Божиих, соборным молитвенным деланием всей Церкви, где нет и не может быть места субъективному и театрально-ложному. Эта мысль выражена в 75-м правиле VI Вселенского Собора (680—681), решительно запрещающем употреблять в Церкви «бесчинные вопли», «неестественный крик» и всё прочее, «несообразное и несвойственное» духу Церкви. Прямой смысл соборного приговора в отношении сентиментального субъективизма логически выражает и подсказывает мысль о кафоличности церковного пения. По общему признанию, наши древние церковные песнопения являются самым совершенным видом музыкально-поэтического творчества, в котором сочетается внутреннее единство священнодействия, слова и музыки (пения)... Православное богослужебное
пение (фрагмент) // |
«Древній глас»
|