САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯЗнаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон Песнопения Литургии Древнерусской Церкви. Столповой распев Песнопения Литургии Элладской Церкви Песнопения Литургии Иверской Церкви Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси Древняя Всенощная Древнерусской Церкви. Столповой распев Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео) Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео) Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео) Песнопения Литургии Иверской Церкви / The Worship singing of the old | Georgian ChurchИсполняет ансамбль древнецерковного пения «Сретение» Состав: Игорь Сахно, Сергей Ковалев, Игорь Чернявский, диакон Вячеслав Марцинков. Запись произведена в Трех-Святительском храме гор.Харькова.
Составление (2,3) аранжировка (6,13) и адаптация к церковнославянскому
тексту Игоря Сахно. © «Сретение», 2000г. |
Название |
||
1 |
Великая ектения (фрагмент) |
|
2 |
Псалом 102: Благослови душе моя Господа. (фрагмент) |
|
3 |
Слава. Псалом 145: Хвали душе моя Господа (фрагмент) |
|
4 |
Во Царствии Твоем
(фрагмент) |
|
5 |
Приидите поклонимся |
|
6 |
Взбранной Воеводе (отсутствует) |
--- |
7 |
Трисвятое |
|
8 |
Аллилуиа |
|
9 |
Опевы Евангелия. Ектении |
|
10 |
Иже Херувимы (фрагмент) |
|
11 |
Отца и Сына и Святаго Духа |
|
12 |
Милость мира (фрагмент) |
|
13 |
Достойно есть |
|
14 |
Един Свят. Причастен воскресный |
|
Многолетие |
С III века музыкально-мелодический стиль христианского песнотворчества начал испытывать влияние греко-языческой светской музыки, привнесенной в юную Церковь потоком прозелитов. На это влияние первым из учителей Церкви обратил внимание пресвитер Климент Александрийский (+217). Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, пресвитер Климент пришел к выводу, что она несовместима с духом христианства, и решительно отрицал ее в церковно-богослужебном обиходе. Отвергнув музыку светскую, Климент Александрийский создал основу теории церковной музыки: «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная...» (Климент Александрийский. Строматы, VI, 11; цит. по: М. Скабалланович. Толковый типикон. Т. I. Киев, 1910, с. 113). «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений... Нужно предоставить хроматические гармонии беззастенчивым попойкам и музыке гетер с букетами...» (Климент Александрийский. Педагог, II, 4). Мысли пресвитера Климента разделяли святые Киприан, епископ Карфагенский (III в.), Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (+407), и блаженный Иероним Стридонский (+420). Со временем концепция
Климента Александрийского получила каноническое закрепление на вечные
времена в формулировке 75-го правила VI Вселенского Собора (680—681):
«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных
воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего
несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением
приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное
слово поучало сынов израилевых быти благоговейными»... Возникновение и развитие осмогласия
(фрагмент) // |
«Древній глас»
|