САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯЗнаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон Песнопения Литургии Древнерусской Церкви. Столповой распев Песнопения Литургии Элладской Церкви Песнопения Литургии Иверской Церкви Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси Древняя Всенощная Древнерусской Церкви. Столповой распев Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео) Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео) Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео) Древняя Всенощная Древнерусской Церкви / Ancient Night service of Russian ChurchНиже изложены фрагменты «Древней всенощной», столпового распева, в исполнении певчих храма Трех Святителей под управлением Игоря Сахно. Переложение на пятилинейную нотацию Д. Певко (кроме 1, 8, 14, 18, 19, 19-a). Из Синодального Обихода (изд. нач. ХХ в.): 14, 18, 18-b. Списано со звуковой записи: 8, 18-a. © И. Сахно, 2001 г. |
Название |
||
1 |
Приидите поклонимся |
|
2 |
103-й псалом: Благослови
душе моя Господа (фрагмент) |
|
3 |
1-я кафизма: Блажен
муж (фрагмент) |
|
4 |
Воззвахи: Господи
воззвах к Тебе (фрагмент) |
|
5 |
Свете тихий |
|
6 |
Прокимен воскресный: Господь воцарися
(фрагмент) |
|
7 |
Ныне отпущаеши |
|
8 |
Богородице Дево, радуйся (отсутствует) |
--- |
8-a |
Буди
имя Господне |
|
9 |
Малое славословие:
Слава в Вышних Богу (на Шестопсалмии) |
|
10 |
Бог Господь, гл.
1-й (фрагмент) |
|
10-a |
Тропарь
воскресный, гл. 1-й: Камени запечатану (фрагмент) |
|
11 |
Стихи Полиелея: Хвалите
имя Господне (фрагмент) |
|
12 |
Тропари по Непорочнах:
Благословен еси Господи (с сокращением) |
|
13 |
Прокимен на утрени:
Ныне воскресну. Всякое дыхание, гл. 1-й (фрагменты) |
|
14 |
Песнь Богородицы: Величит душа моя
Господа |
|
15 |
Свят Господь Бог
наш, гл. 1-й (фрагмент) |
|
16 |
Хвалитны (фрагмент) |
|
17 |
Евангельская стихира,
гл. 5-й (отсутствует) |
--- |
18 |
И ныне. Преблагословенна еси |
|
18-a |
Великое
славословие: Слава Тебе показавшему. Слава в вышних Богу |
|
18-b |
Тропарь
Воскресный по славословии (отсутствует) |
--- |
19 |
Окончание всенощной:
Благослови. Утверди Боже. Честнейшую |
|
Слава и
ныне. Господи помилуй. Благослови… |
Мелодии, творчески переработанные, а также новые мелодии русские называли обычно тоже знаменными, так как их записывали знаменами. Мелодии эти отличались одна от другой не музыкальным характером, а большей или меньшей широтой развития своей мелодической основы. Как основной, путевой, подобно столпу, на котором утверждалось всё церковное осмогласие, знаменитый распев назывался также путевым, столповым. Протяжный и расцвеченный мелодическими украшениями распев назывался большой знаменный, а более простой и сокращенный — малый знаменный. Знаменные мелодии, разнившиеся между собой в музыкальных частностях, имели названия средний, большой, новгородский, псковский, баскаков, лукошков запевы. В большинстве случаев эти наименования говорят о творцах мелодий или местности, где образовался или преимущественно употреблялся напев. Все русские роспевы (распевы) обычно разделяются на полные, заключающие в себе все восемь гласов богослужебного пения, и неполные, не содержащие всего осмогласия. Последние образуют отдельные, самостоятельные группы мелодий и употреблялись в Русской Церкви лишь в известное время богослужения или на особые случаи, о чем говорят и их названия, например: «Перенос постный», «Агиос задушный».По характеру музыкальной структуры все мелодии подобных песнопений в основном являются видовыми вариантами знаменного распева. Уклонение сочиненной или переработанной мелодии от музыкального стиля знаменного пения называлось произвол, или произвольный напев, такие напевы никогда не смешивались со знаменными. Наряду со знаменным пением на Руси с XI века существовало демественное (греч.: домашнее) пение, или демество, считавшееся самым изящным. Демественное пение было свободно от условий и границ, положенных для церковно-богослужебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличалось музыкальной свободой. Демественное пение было свойственно греческому домашнему быту. Такое же домашнее, келейное назначение имело оно сначала и на Руси; но с конца XVI века, внедрившись и в богослужебную практику, стилистика демественного пения принципиально изменилась: демеством стали петь в торжественных случаях праздничные стихиры величания и многолетия. Возникновение
и развитие осмогласия (фрагмент) // |